Информация

Боль в спине, как результат неверно подобранной физической нагрузки

В последнее время наблюдается рост высоких спортивных показателей среди юных спортсменов, соответственно повышаются объем и интенсивность тренировочного процесса [1]. Известно, что физические нагрузки, связанные со спортивной деятельностью, вызывают существенные морфофункциональные изменения организма спортсмена. На данный момент активно обсуждается вопрос ранней спортивной специализации детей, встает вопрос, насколько оправданы технологии раннего спортивного обучения. Ранняя спортивная специализация при нарушении гармоничности связей в системе «спортивные нагрузки – организм» может существенно изменять индивидуальную траекторию роста и развития ребенка и, к сожалению, не в положительную сторону [2,3]. Необходимо иметь в виду, что высокие спортивные результаты, достигнутые в юном возрасте – это не физиологическая закономерность, а в первую очередь результат таланта, генетической одаренности, и очень сильного характера, высочайшей психологической устойчивости. Однако, к сожалению, такие результаты очень редко бывают стабильными, а учитывая те физические нагрузки, которые испытывает неокрепший организм для их достижения – вряд ли способствуют укреплению здоровья ребенка.

В связи с ранней спортивной специализацией и широким использованием больших по объему и интенсивности тренировочных нагрузок проблемы медицинского обеспечения детского и юношеского спорта становятся все более актуальными [4]. Многие забывают, что организм ребенка отличается от организма взрослого человека рядом морфологических, функциональных и адаптационных особенностей, и если недооценивать этот фактор, то можно не только замедлить рост спортивных результатов, но и привести к серьезным нарушениям здоровья и физического развития [5]. В представленной статье большое внимание будет уделяться ранней спортивной специализации в художественной гимнастике, так как принято считать, что для этого вида спорта характерно более раннее начало спортивной подготовки.
Упражнения в художественной гимнастике требуют большой гибкости, ловкости, координации движений. Отбор детей в спортивные секции производят в дошкольном и младшем школьном возраст. Помимо этого, спортсмены достигают профессионального уровня уже в 12–13 лет, когда наблюдаются активные процессы роста и созревания организма ребёнка. Ранняя специализация, недостаток жировой массы, чрезвычайная гибкость, большое число часов тренировочных занятий являются предрасполагающими факторами к возникновению травм [6]. Повреждения поясничного отдела позвоночника и травмы спины являются главной причиной болей в пояснице, на которую, в соответствии со статистическими данными, приведенными Дубровским В.И. [7], жалуется до 85 % спортсменок. По данным Бикчурина Н. М. (2018) обращения юных гимнасток с жалобами на боль в области спины составило 21% от всех обращений [8]. Четко прослеживается зависимость между возрастом и частотой обращений за медицинской помощью. Так, спортсменки 16 лет и старше обращались медицинский кабинет почти в три раза чаще, чем гимнастки 12–13 лет. Необходимо отметить, что наибольшая травматизация характерна для возрастной группы 16 лет и старше, причем рост травматизма начинает наблюдаться с возрастной группы 12-13 лет [8]. Среди причин, проводящих к болям является чрезмерное разгибание в поясничном отделе позвоночника, а достижение максимальных амплитуд во время движения может привести к острой травме. Частые чрезмерные разгибания, сгибания и скручивания в пояснице могут привести к микро- и макротравмам позвонков и межпозвонковых дисков. Наиболее распространенные проблемы в пояснице гимнасток: спондилолиз, спондилолистез, компрессионные переломы, повреждения запирающих пластинок тела позвонка, протрузии межпозвонковых дисков, растяжения мышечно-связочного аппарата, остеохондроз [9,10].
Результаты исследования Руда (2012) показали, что 62,0% гимнасток испытывают боль в поясничном отделе позвоночника после тренировки, 29,3% - в ее процессе, 43,4% - после выполнения упражнений на растягивание. У большинства спортсменок боль исчезает после отдыха, а 6,3% гимнасток отметили, что боль не проходит и после отдыха, поэтому им приходилось обращаться к противовоспалительной терапии [13].
Проведенный анализ карт медицинского обследования спортсменок художественной гимнастики [9,13] позволил выделить повреждения позвоночника (67,2%) спортсменок по их локализации: шейный отдел - 2,1%, грудной - 9,8%, поясничный отдел - 55,3%. К основным причинам травматизма в художественной гимнастике относятся [9] – это неготовность организма гимнастки к виду нагрузок из-за его физиологических показателей или в результате несоответствия состояния здоровья должному уровню;нарушение техники выполнения определенных гимнастических элементов, что может быть связано с незнанием базовых принципов их выполнения, или нежеланием их освоения; ложная методика проведения учебно-тренировочных занятий, что особенно актуально для юных спортсменок; пренебрежение методикой улучшения силовых показателей мышц определенных сегментов тела, несущие на себе основные физические нагрузкиво время выполнения сложных гимнастических элементов в высоком ритме.
Приведенные данные указывают на необходимость оптимизации врачебного контроля в тренировочном процессе гимнасток с целью изучения механизма и причин спортивных травм, в том числе и травм спины, у юных гимнасток и разработке мер по профилактике травматизма.
Опасения автора вызывает участившееся случаи заимствования специальных физических упражнений, применяемых в подготовке гимнасток, в хореографической практике для подготовки артистов балета и более раннее начало профессиональной специализации. Опасения связаны с разной спецификой и биомеханикой внешне схожих движений, но несущих фундаментальные различия. А самое важное – это возраст начала и завершения карьеры профессионального танцовщика и профессиональной гимнастки.
Цель исследования:оценить схожесть физических упражнений из специальной подготовки гимнасток в подготовке артиста балета и показать негативное влияние определенных упражнений на функциональное состояние поясничного отдела позвоночника.
Задачи исследования:определить степень заимствования физических упражнений из специальной подготовки гимнасток в процессе подготовки артиста балета; показать негативное влияние физических упражнений профессиональной подготовки гимнасток на состояние физического здоровья детей, занимающихся хореографией; установить ошибки в подборе физических упражнений для подготовки артистов балета; обосновать приемлемый комплекс упражнений для поясничного отдела позвоночника для использования в процессе подготовки артистов балета.
Материалы и методы:в исследование включили 60 детей (девочки) в возрасте 12-15 лет, занимающихся художественной гимнастикой и учащихся хореографических училищ. Участников исследования отбирали случайно. Единственным критерием отбора, кроме возраста, было обязательное посещение спортивной секции по художественно гимнастики или регулярные занятия классической хореографией в профильном училище. Использовался метод интервьюирования с использованием собственной разработанной анкеты, с упором на определение факторов, которые, по нашему мнению, могли бы повлиять на общее состояние ребенка. В основном вопросы были направлены на указание конкретных физических упражнений и частоту их выполнения в процессе подготовки ребенка.
В исследуемой группе дети были разделены на две группы. Первую составили дети, занимающиеся хореографией 30 человек (50%) и другую дети, занимающиеся художественной гимнастикой 30 человек (50%). Средний возраст первой группы составил 13,10,7, второй 13,51,0. Средняя продолжительность занятий хореографией первой группы составила 6,70,9 лет, гимнастикой второй 7,71,2 лет.
Результаты:при анализе полученных данных определены определенные сходства в подборе физических упражнений, но различалась частота и количество повторений. Так гимнасты почти в 2 раза больше времени уделяли выполнению таких общефизических упражнений для тренировки мышц спины и брюшного пресса, как подъёмы корпуса при фиксированных нижних конечностях, подъёмы нижних конечностей при фиксированном корпусе, переразгибание в поясничном регионе лежа на животе (гиперэкстензия).
Дети из обеих групп в 100% случаев указали, что выполняют следующие упражнения на мышцы брюшного пресса: подъем нижних конечностей при фиксированном корпусе; подъем корпуса при фиксированных нижних конечностях; одновременный подъем и нижних конечностей, и корпуса (складочка). Только некоторые дети в дополнение к вышеперечисленным упражнениям добавляли - скручивание с прижатым поясничным отделом и наклоны в стороны, лежа на спине. Анализируя упражнения, указанные, как упражнения для тренировки спины, дети в 100% случаев перечисляли движения связанные с гиперэкстензией поясничного отдела позвоночника, например, лежа на животе, при фиксированных нижних конечностях, максимально разогнуть спину назад и удерживать в этом положении; лежа на животе, переразвитая поясничный отдел позвоночника и спину, закинуть ноги назад-вверх, дотрагиваясь ступнями до головы (скорпиончик); лежа на животе, удерживать себя верхними конечностями за нижние конечности, переразгибаясь в пояснице, раскачиваясь вперед и назад (корзиночка). Из всех исследуемых детей первой группы, только 30% указали, что выполняют изометрические упражнения на мышцы поясничного отдела позвоночника (планка). В то время, как дети из второй группы выполняют в 57% случаев.
При этом, все дети указали, что считают необходимостью повторять все вышеприведенные упражнения в качестве домашнего задания, то есть не ограничиваются их выполнением только на тренировках.
Отвечая на вопрос: «Испытывали ли Вы когда-нибудь боли в спине?» - 40% детей из первой группы дали положительный ответ, когда из второй группы положительно ответили 53% опрошенных гимнасток, что значительно ниже приведенных в литературе данных Дубровским В.И. [7]. На вопрос: «Мешала ли боль в спине полноценно заниматься?» из хореографической группы, испытывающих боль в спине, положительно ответили 41%, а из гимнастической 75%.
Самые разнообразные ответы были получены на вопрос: «Как Вы думаете, почему болит спина?». Ответы были схожие и у первой, и у второй группы. Большинство ответов склонялась к повышенным нагрузкам и недостаточности отдыха между тренировками.
Обсуждение:анализируя полученные ответы, где дети описывают какие упражнения они выполняют, автором проведен подробный разбор каждого упражнения.
Упражнения на мышцы брюшного пресса. Две прямые мышцы живота формируют два мышечных пучка, лежащих в передней брюшной стенке по бокам от средней линии. Начинаются они от реберной дуги и мечевидного отростка и вторым местом прикрепления является верхний край лобкового гребня. Если учитывать, что основной функцией мышечного волокна является сокращение, то результатом концентрической работы прямой мышцы живота будет являться уменьшения расстояния между местами ее прикрепления. То есть, при фиксированном тазе приближение нижнего края грудной клетки, а при фиксированной грудной клетки приближение к ней лобкового гребня.
Большинство приведенных в анкетах упражнений на мышцы брюшного пресса было связанно с движением в тазобедренном суставе, будь то подъёмы нижних конечностей при фиксированном корпусе, либо подъёмы корпуса при фиксированных нижних конечностях. Но мышцы передней брюшной стенки, в том числе и прямая мышца живота, не пересекают тазобедренный сустав, следовательно, движений в нем не вызывает.
Приведенные выше движения в тазобедренном суставе достигается за счет концентрического сокращения подвздошной и поясничной мышцы. Поясничная мышца, которая сгибает поясничный отдел позвоночника относительно таза и подчеркивает поясничный лордоз, еще более его усиливая из-за своего повышенного тонуса. Повышенный тонус подвздошной и поясничной мышц оказывает эффект компрессии на поясничный отдел позвоночника, в частности на межпозвонковые диски. А нарушение центрации позвонков за счет усиления лордоза и излишнего переднего наклона таза, является одной из причин развития протрузий и грыж межпозвонкового диска. Что по мнению Анисимовой (2011) и Венгеровой (2009) является одними из самых распространенных проблем с поясничным отделом у гимнасток [9,10].
Отсутствие фиксации ног и/или их сгибание, не отменяют нагрузку на поясницу, а лишь снижают ее. Особенно если упражнения предполагают высокий темп. 
Как альтернатива приведенным упражнениям на мышцы брюшного пресса можно использовать малоамплитудные движения, при которых фиксируется максимальная активация мышц брюшного пресса. В диапазоне 170° - 130° (пока плечи, а точнее седьмой шейный позвонок, не поднимаются от пола на высоту около 26 см.) Достоинством выполнения упражнения по такой технике является малый угол сгибания в пояснице равный 3°, против 40° при полном подъеме туловища. Силы компрессии позвонков уменьшаются на 20%, а силы смещения позвонков – на 80 - 90%, по сравнению с подъемом туловища с прямыми ногами [11].При этом такие упражнения достоверно (р<0,001) уступают полным подъемам туловища только в активации прямой мышцы бедра, а активность мышц брюшного пресса (прямая и обе косые) по усредненным значениям электромиограммы не различается [12].
Упражнения на мышцы поясницы. Мышцы, расположенные в задней части поясничного отдела, делятся на три слоя: глубокий (околопозвоночные мышцы), обеспечивающих стабильность поясничного региона; промежуточный (зубчатые мышцы); поверхностный слой, их действие связано с разгибанием поясничного отдела позвоночника, кроме того они активно подчеркивают поясничный лордоз, вытягивая его назад.
Поясничный отдел позвоночника анатомически не предназначен для амплитудных движений, о чем свидетельствует его строение (тело, ножки, отростки). Объём ротации в среднем составляет 10° (по 5 в каждую сторону), объём разгибания в среднем составляет 30°.
Большинство упражнений, которые выполняют дети, отталкиваясь от анкетирования, были направлены на увеличение возможного предела разгибания и на тренировку поверхностного слоя мышц, выполняющих разгибание в поясничном отделе позвоночника.
Увеличивая объём возможных движений в поясничных сегментах и не выполняя упражнения на более глубокие мышечные слои, которые обеспечивают стабильность поясничного отдела позвоночника, дети получают боль в спине в возрасте 13-14 лет. Основные спортивные структурные группы элементов необходимо выполнять с амплитудой, превышающей физиологическую норму [13], что приводит к повышению вероятности получения повреждений позвоночника, особенно его поясничного отдела. Особенно это присутствует при больших физических нагрузках, стрессовых ситуациях, неподходящем развитии физических качеств, дисбалансе показателей силы и гибкости в симметричных частях тела гимнасток [9, 13, 14].
По мнению автора, боль в спине, при регулярном выполнении подобного рода упражнений, а тем более с утяжелением, является закономерностью и требует дальнейшего изучения. Проблема ранней спортивной специализации, заключается в невозможности ребенком выполнить специальные элементы правильно, в виду анатомической и функциональной незрелости центральной нервной системы. 5-7 лет – это тот возраст, когда ребенку необходимо давать общефизические упражнения и тренировать общие физические качества.
В литературе достаточно полно описаны средства физической реабилитации, используемые в программе профилактики повреждений поясничного отдела позвоночника включают [9,10]: специальные физические упражнения для формирования прочного мышечного корсета, а тренированные мышцы обеспечивают внешнюю иммобилизацию нестабильного поясничного двигательного сегмента, снижают нагрузку на позвоночник во время дневной активности и спортивной деятельности; специальные упражнения содержат изометрическое и изотоническое сокращение мышц, идеомоторные упражнения; обучение контролю за состоянием своего тела, выполняя специальные позы с контролем дыхания, комплекс специальных упражнений направлен на декомпрессию межпозвонковых структур.
Как пример, упражнение планка с контролем дыхания. У детей более раннего возраста можно ограничиваться опорой на колени, так как удержать весь свой корпус с опорой на предплечья и стопы будет сложно. Важно помнить, что в планке необходимо удерживать все 4 физиологических изгиба позвоночника, а не держать ровную спину, как считают многие (относится к тем методическим ошибкам проведения учебно-тренировочных занятий) [9]. Усложнять упражнение диафрагмальным дыханием и уменьшением точек опоры. Допустим, на глубоком вдохе выполнять passé через сторону, контролируя нейтральное положение поясничного отдела позвоночника.

Выводы:учитывая высокую распространённость болей в поясничном отделе при регулярных повторениях определенных упражнений, требуется более тщательное изучение данной проблемы. По возможности, необходимо, заменить упражнения, имеющие нежелательные последствия для опорно-двигательного аппарата, на более изолированные, особенно когда эти упражнения относятся к разделу общефизической подготовки, а не специальной. Больше внимания уделять упражнениям, направленным на стабилизацию поясничного отдела позвоночника, а именно на упражнения на более глубокие мышечные слои в сочетании с дыханием. Рекомендовать тренерам и лицам, проводящим занятия с детьми, направленными на общефизическую подготовку, регулярно включать в программы своих тренировок комплексы физической реабилитации, направленные на профилактику повреждений поясничного отдела позвоночника.

Список литературы:
1.Медведева Е.Н. Моделирование процесса спортивной ориентации и отбора в гимнастических дисциплинах на основе современных тенденций их развития / Е.Н. Медведева, Ф.Ф. Гаибов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 12 (106). – С.103-107.
2.Кириллова Т.Г. Влияние занятий плаванием на функциональное состояние организма детей / Т. Г. Кириллова, М. Ю. Заикин, Ю. В. Заикин // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. – С. 302-307.
3.Тулаев В.К. Влияние физических нагрузок на функциональное состояние детей, занимающихся художественной гимнастикой / В. К. Тулаев, К. М. Кангужина, Т. А. Моргунова // Вектор науки Тольятинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. -№4 (15). – С. 199-200.
4.Справочник детского спортивного врача: клинические аспекты. М.: Советский спорт, 2008. С. 440.
5.Смоленский А.В., Михайлова А.В., Беличенко О.И. Спортивная медицина: учебник для студ. учреждений высш. образования; под ред. А.В. Смоленского. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 320 с.
6.Early sport specialisation, does it lead to long-term problems? / A. M. Mostafavifar [et al.] / Br. J. Sports Med. – 2010. – Vol. 41, № 151.
7.Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов вузов. – М.: Владос, 2010. – 506 с.
8.Бикчурин Н.М. Травмы и заболевания у юных гимнасток, занимающихся художественной гимнастикой / Н.М. Бикчурин, Ф.В. Тахавиева // Наука и спорт. Современные тенденции. – 2018. - №4. –С. 6-10.
9.Анисимова М. Травмы в художественной гимнастике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gymlab.ru/page.php?id=300 (20 дек. 2011).
10.Венгерова Н.Н. Профилактика патологий позвоночника гимнасток-художниц на этапе углубленной подготовки / Н. Н. Венгерова, И. О. Соловьева // Учен. записки. – 2009. – № 7 (53). – С. 23–28.
11.Устинов И.Е. «Кранч» как альтернатива упражнению «подъем туловища в сед» в тренировке и тестировании/ И.Е. Устинов// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – No 7 (131). – С. 192-197.
12.Core muscle activation during Swiss ball and traditional abdominal exercises / R. F. Escamilla, C. Lewis, D. Bell, G. Bramblet, J. Daffron, S. Lambert, A. Pecson, R. Imamura, L. Paulos, J. R. Andrews // J Orthop Sports Phys Ther. – 2010. – Vol. 40. – No.5. – P. 265- 276. 
13.Руда І.Є. Профілактика травм і порушень опорно-рухового апарату в художній гімнастиці з використанням програми оптимального розвитку гнучкості. Автореф. дис... канд. пед. наук: 24.00.01 / Ірина Євгенівна Руда; Львівський держ. ун-т фізичної культури. – Л., 2012. - 18 с.
14.Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург: ГАФК им. Лесгафта, 2003. – 25 с.
Полезные статьи