Об авторе

Каблуков Денис Александрович — врач-невролог, мануальный терапевт, спортивный врач.

Окончил Владивостокский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия» в 2012 году, интернатуру по специальности «Неврология» в 2013 году, ординатуру по специальности «Мануальная медицина» в 2015 году, аспирантуру по направлению «Клиническая медицина» в 2019 году, параллельно обучению в аспирантуре прошел несколько профессиональных переподготовок по специальностям «Спортивная медицина» и «Организация здравоохранения».

После окончания университета имел опыт работы со спортсменами, в том числе с детьми. С 2016 года по 2020 год работал в Приморском филиале Мариинского театра в должности главного врача и врача, обеспечивающего медико-биологическое сопровождение балетной труппы. Там имел возможность наблюдать и изучать изменения, вызванные специальной физической подготовкой, в стопе артиста балета.

В 2019 году написал и издал книгу «Здоровье в балете», где описал необходимость адаптивной физической нагрузки для минимизации негативного влияния специальной физической подготовки на организм ребенка.

Предисловие

После выпуска первой написанной мною книги «Здоровье в балете» я получил большой отклик, и стало понятно, что подобную книгу давно ждали. Многие писали отзывы, которые в подавляющем своем большинстве были положительными. Я получал слова благодарности за то, что написал не панацею от всех балетных проблем, а написал о сохранении здоровья в профессии. Об этом мало говорят. Вообще, принято считать, что физическая нагрузка полезна. И не все пишут о принципах движения человеческого тела и биомеханике движения его суставов и, самое главное, что происходит, если эти принципы нарушаются. Поэтому упор в «Здоровье в балете» я делал на подбор физических упражнений, направленных на минимизацию негативного влияния специальной физической подготовки и повышение общефизических качеств, которые в сохранении здоровья играют ключевую роль.

Данная книга направлена на освещение проблемы развития балетной стопы. Эта тема у многих на слуху. Я думаю, каждый видел эти ужасные картинки, где изображены деформированные стопы балерины, и это формирует определенное мнение, что балет в этом виноват. Конечно, перемещение центра масс, особенно в раннем возрасте, на неокрепший поперечный свод накладывает свой отпечаток. Стопа балерины обладает гораздо большей подвижностью, чем стопа обычного человека, и все понимают, что это результат ежедневных тренировок. То есть результатом труда является приобретение определенной адаптации, и мы видим большую подвижность. Так, может, те ужасные деформации стопы балерины, наблюдаемые на картинках в интернете, — это просто срыв этой адаптации или неверно подобранная нагрузка в критические периоды формирования стопы ребенка?

Или же использование неверно подобранной балетной обуви на этапе формирования сводов, что будет провоцировать эти изменения. Стопа, как и все в нашем теле, изменчива. Функция определяет структуру, а не наоборот. Наше тело, точно так же как и головной мозг, пластично. Структура будет подстраиваться под тысячи повторяющихся движений. И тут важно обращать внимание на мелочи. «Ковыряться» у детей в ногах. Выявлять определенные функциональные особенности развития стопы и вовремя обращать на них внимание, чтобы они далее не повлияли на формирование двигательного стереотипа ребенка и не приводили к нарушению принципов движения нормального человеческого тела. Что в свою очередь, закрепляясь тысячами повторений, не влияло бы на структуру!

Мало кто об этом задумывается. Сейчас довольно распространено мнение, что детей нужно как можно раньше привести в спортивную секцию или хореографию. И в этом нет ничего плохого. Пожалуйста. Но, отдавая ребенка, нужно четко разграничивать специальную физическую подготовку (СФП) и общую физическую подготовку (ОФП). Проводится всё больше и больше детских соревнований и конкурсов с целью заполучить клиентов (детей, родителей). Я встречал даже соревнования по ОФП у детей 4-5 лет. Дети на скорость бегают, резко изменяя направление движения по типу челночного бега, выполняют бесконечные подъёмы корпуса с фиксированными нижними конечностями, показывая подготовленные мышцы «брюшного пресса», и так далее.

Это можно повторять очень долго. Но чему учатся дети? В тот период, когда они должны учиться технически верно менять направление своего движения, стабилизируя коленный сустав, либо же контролировать положение своего поясничного отдела, дети просто выполняют эти движения быстро. И им нравится быть чемпионами с детства. Чемпионами по ОФП в 5 лет. А где потом эти дети? Потом они с оперированными коленями и больными поясницами стоят в пятом ряду лебедей. Потому что травмы не дают продолжать дальше на должном уровне. И это достаточно распространенная проблема. Амбициозные родители, подгоняющие тренера/хореографа: «А почему Маша делает, а моя не делает? Гоняйте ее посильнее!» Или же амбициозные тренеры/хореографы, пытающиеся оценивать потенциал ребенка на столь многочисленных конкурсах, где побеждают дети, которые ногу выше держат. Порой не думая или же не зная, что ребенок — это не уменьшенная копия взрослого человека. Нервная система у детей устроена таким образом, что для выполнения одного простого движения будет задействоваться огромное количество нервных клеток, активируя все возможные окружающие мышцы. Так мы устроены. Головной мозг обучается, и тысячи повторений формируют шаблон данного движения. И как результат обучения, для выполнения того же движения понадобится куда меньше мозговой энергии. И вся проблема ранней специализации заключается в том, что дети учатся выполнять элементарные движения совершенно не теми мышечными группами, какими бы должны. И те дети, которые, например, держат ногу выше, держат ее не ягодичными мышцами, а мышцами, разгибающими позвоночник, закрепляя это тысячами повторений. Формируя структуру пластичного детского организма.

Со стопой происходит то же самое. Если мы пропускаем ее должную подготовку и начинаем выполнять элементы на смещение центра масс, то поначалу мы не увидим никаких изменений. Это будет выглядеть достаточно весело — детки ходят друг за другом на полупальчиках, как утятки за хореографом. Мы увидим изменения в критические периоды роста стопы. В 7-9 лет, например. Все было хорошо, а тут в один момент ортопед говорит про плоско-вальгусную установку стопы. И ребенок начинает еще больше ходить на полупальцах или же, как это очень распространено, собирать карандаши стопой или тренировать стопу при помощи резиновой ленты. Но почему-то в стопе со временем все становится хуже. Каждый раз ортопед все больше и больше настаивает на завершении спортивной/балетной карьеры, еще не начавшейся. Знакомо?

Этой книгой я хочу пролить свет на элементарные вещи. Как вы уже поняли, наше тело пластично. Оно будет адаптироваться к изменяющимся условиям, и задача хореографа, тренера, родителя — создать такие условия, чтобы стопа развивалась правильно. Не только в балете, других видах спорта, но и у всех детей. Это самое сложное.

Приятного прочтения!

Введение

Каждый ребенок, мечтающий стать артистом, каждый родитель, представляющий своего ребенка на большой сцене, задается вопросом, как добиться красивой балетной стопы и при этом сохранить ее здоровье.

Вопросы сохранения здоровья все больше и больше выносятся на первый план в процессе спортивной подготовки ребенка. В каких-то странах это заметно, в каких-то не очень, но тенденция такова, и все больше доступной литературы появляется о том, как не навредить. Это не может не радовать. Тренеры начинают обращать внимание на необходимость этапности спортивной специализации, на формирование здорового опорно-двигательного аппарата ребёнка, начиная с раннего детства.

В мире есть четкое понимание, что формирование здорового ребенка происходит под воздействием многих факторов, в том числе и оптимальной физической нагрузки. Без нее никак. Головной мозг ребенка развивается, учится на собственном опыте. Через первые прикосновения, через первые движения он формирует свою карту тела. И чем больше внимания мы уделяем воздействию внешних раздражителей на ребенка, тем более полную картину получает его головной мозг. Конечно, все в разумных пределах. Но это необходимость для ребенка. Если мы не гладим ребенка, ограничиваем у него определенные движения, то на основании чего его головному мозгу узнавать окружающий мир и адаптироваться к нему?

Но где та грань допустимого воздействия? В какие периоды следует давать повышенную нагрузку, а в какие стоит выждать небольшую паузу либо откатиться немного назад? Ответы на эти вопросы просто необходимо знать тренеру, родителю, да всем, кто хоть немного связан с физическим развитием детей.

Существуют критические периоды формирования опорно-двигательного аппарата. Они непосредственно связаны с ростовыми скачками и половым созреванием ребенка, и в эти периоды стоит быть особенно осторожным в подборе специальных физических упражнений. Как я уже упоминал ранее, наше тело формируется в результате определенных воздействий, адаптируясь к ним. И результатом адаптации мы видим оптимально сформированные своды стоп. Для более полного понимания я приведу вариант адаптации стопы в виде графика, где по оси абсцисс будет время, а по оси ординат будет уровень стресса. Критический уровень стресса показан горизонтальной линией, разграничивая допустимый уровень воздействия (стресса) на головной мозг ребенка и тот уровень воздействия, который будет восприниматься как экстремальный, то есть вызывать запредельное влияние на нервную систему и опорно-двигательный аппарат ребенка (рис. 1).









Рисунок 1 — Адаптация к раздражителю

Допустим, ребенку два с половиной года. Основной задачей его головного мозга является формирование карты тела. Ребенок разными способами раздражает свою стопу, ходит по разной поверхности, адаптируясь к ней. Кожа, сухожильно-связочный аппарат передают всевозможные импульсы в головной мозг об изменяющейся массе тела ребенка, об изменяющихся точках опоры. Все, что происходит со стопой, накладывает свой отпечаток, вызывая определенные адаптации. Масса тела увеличивается постепенно, тем самым стресс для головного мозга находится в допустимом диапазоне. И у детей в этом возрасте начинает формироваться арочное строение стопы. Это является адаптацией стопы к увеличивающейся массе тела, дабы смягчать осевую нагрузку на опорно-двигательный аппарат. То есть свод стопы появится не при использовании ортопедической обуви, а только при изменяющихся условиях, чтобы головной мозг ребенка понимал, что ему нужно формировать те самые своды стопы. Порой мы видим появление арочного строения чуть раньше, а порой чуть позже, и поэтому диагнозов никто не ставит. До окончания формирования стопы можно говорить лишь о функциональных изменениях, которые можно исправить, подобрав оптимальную нагрузку. Если же мы решаем использовать дополнительные супинаторы (ортопедические стельки) для формирования сводов, то первый вопрос, который нужно задать, — чему именно таким образом мы учим мозг ребенка? Явно не удерживать свой свод за счет активации собственных сил. И это вмешательство, в виде ортопедических изделий, на здоровые стопы ребенка может восприниматься как отсутствие этого стресса для головного мозга. То есть совершенно не вызывать никаких адаптаций. И порой ношение ортопедической обуви только усугубляет существующие функциональные изменения стоп. Тут очень важно следить и представлять (рис. 1) кривую адаптации к раздражителю во временном промежутке, подбирая разные стимулы таким образом, чтобы в критические периоды они не стали запредельными.

Этот вопрос является самым важным в формировании всего опорно-двигательного аппарата. Ведь он меняется с возрастом, в какой-то период мы увидим сильные изменения, в другой — менее выраженные. Именно подбор тех самых раздражителей, тех самых стимулов необходим, чтобы получить результатом то, что мы называем балетной стопой.

Стопа балерины отличается от нормальной стопы среднестатистического человека, а нормой в обществе называется то, что наблюдается у большинства его представителей (кривая Гаусса-Лапласа). Сама по себе балетная стопа является результатом адаптации к определенной нагрузке. И естественно, что ребенок не рождается с такой анатомией стопы, с такой подвижностью стопы, а приобретает ее в процессе регулярных тренировок (рис. 2).










Рисунок 2 — Стопа обычного человека и стопа балерины

И тут важно остановиться и подумать. Как вызывать эту адаптацию, не навредив при этом вышерасположенным регионам тела. Ведь помимо получения тех самых балетных изменений в стопе, хотелось бы в итоге получить здоровую нижнюю конечность. Так вот тут нам и помогут знания анатомии, физиологии, возрастных особенностей формирования стопы, чтобы можно было воздействовать точечно, целенаправленно и подбирать нагрузку и физические упражнения, сохраняя здоровье стоп.

Ниже мы по порядку разберем строение нормальной человеческой стопы; узнаем, как же формируются своды у ребенка и в какие периоды стоит быть особенно настороженным; какие движения возможны в стопе и на какие стоит обращать больше внимания; разберем состояния и заболевания стопы, чтобы видеть эти красные флажки, когда пора бежать к врачу; ну и, конечно, что сделать, чтобы стопа развивалась здоровой, красивой и не приносила лишних беспокойств.

ГЛАВА 1. Анатомия и физиология стопы

Знания элементарной анатомии жизненно необходимы каждому артисту, каждому спортсмену, ведь опорно-двигательный аппарат (не только он, но значимо) является важнейшим инструментом, и, конечно, нужно знать его строение.

Это может показаться сложным и ненужным, но это не так. Прежде всего, чтобы не выполнять какие-либо упражнения, негативно влияющие на формирование опорно-двигательного аппарата, нужно знать, как и почему они негативно на него влияют. И тут нам понадобятся знания нормальной анатомии, нормальной биомеханики движения. После прочтения одной главы за другой появится полное понимание происходящих изменений в стопе балерины. А далее и понимание показанной нагрузки.

Стопа человека — достаточно сложный аппарат, позволяющий, совместно с голеностопным суставом и костями голени, выполнять несколько важных функций. Одна из них — это движение, где стопа работает как подвижный механизм. Другая — опора, где стопа играет роль стабильного региона для поддержания тела в вертикальном положении.

Анатомия человека представлена жесткими структурными образованиями (костями), соединенными между собой связками — структурами, почти не имеющими эластичных свойств, и весь этот аппарат поддерживается и приводится в движение за счет концентрического, изометрического и эксцентрического мышечного сокращения, что является результатом работы головного мозга. Головной мозг, на основе полученной информации от определенного региона, будет принимать решение, какие движения выполнять и как их выполнять. Поэтому я немного опишу и строение нервной системы, что считаю более важным, чем опорно-двигательный аппарат, так как кости, связки, мышцы — это все неважно без оптимального контроля со стороны центральной нервной системы.

Далее, для более полного понимания, по отдельности разберем анатомическое строение голеностопного сустава, суставов стопы и немного поговорим про физиологию мышечного сокращения и передачу нервного импульса. Как только появится понимание, как все устроено и как все работает, многие вопросы по поводу подбора физических упражнений просто отпадут сами собой.

Как работает мышца?

У многих есть понимание, что мышца растягивается и сокращается, но это в корне неверно. Мышца ничего не делает сама по себе. Какую команду она получит, то движение мы и увидим в ее исполнении. Ударишь ее током, повысив потенциал ее действия, в ответ она сократится. Примерно то же самое и происходит, когда в мышцу приходит нервный импульс.

В итоге что мы знаем про мышцу? Каждая мышца — это отдельный орган, который обеспечивается всем необходимым через кровеносные сосуды и контролируется при помощи нервной системы. Мышца состоит из множества волокон, собранных в пучки. В организме человека имеется несколько типов мышечной ткани. Одни из них будут выполнять произвольные движения, например, мышцы опорно-двигательного аппарата, которые контролируются сознательно в большинстве случаев. Другие будут работать без контроля сознания, например, мышцы внутренних органов, которые работают постоянно, и на их функцию невозможно повлиять, лишь захотев этого.

Мышечное сокращение вызывается за счет строения мышечной клетки — миофибриллы. В каждой мышечной клетке есть структурные элементы, при помощи которых она выполняет свою функцию, в данном случае — сократительную. Структурными элементами миофибрилл являются два вида сократительных белков — это актин и миозин. И между нитями актина и нитями миозина образуются поперечные мостики. Так вот результатом скольжения нитей актина относительно нитей миозина за счет контакта этими мостиками, в виде гребковых движений, и будет являться сокращение мышечного волокна. Наибольшее количество актиново-миозиновых контактов образуется при небольшом растяжении мышцы до некоторой оптимальной длины. Поэтому перед интенсивной физической нагрузкой необходимо немного потянуться. Но при значительном растяжении мышцы нити актина далеко расходятся с нитями миозина и поперечные мостики не могут образоваться. Всегда нужно помнить про эти особенности взаимодействия сократительных белков. Наибольшая мышечная сила будет достигнута после незначительного ее растяжения (рис. 3).











Рисунок 3 — Взаимодействие нитей актина и миозина

Есть несколько типов мышечной работы, которые необходимо знать.

1. Концентрическая работа мышцы — это когда результатом мышечной работы мы будем видеть сокращение расстояния между местами ее прикрепления, то есть сила потенциала действия мышцы больше силы противодействия. Эту работу мы увидим, выполняя активное движение, сокращая определенное мышечное волокно. Например, сгибаем верхнюю конечность в локтевом суставе — тут мышцы передней поверхности плеча работают концентрически.

2. Изометрическая работа мышцы — это когда результатом мышечной работы мы будем видеть удержание неизменного расстояния между местами ее прикрепления, то есть сила потенциала действия мышцы равна силе противодействия. Эта работа хорошо заметна, когда нам нужно что-то удержать: мышечная работа есть, но видимых движений мы не наблюдаем.

3. Эксцентрическая работа мышцы — это когда результатом мышечной работы мы будем видеть увеличение расстояния между местами ее прикрепления, то есть сила потенциала действия мышцы меньше силы противодействия. Эту работу мы будем наблюдать, когда выполняем приседания. Мышцы передней поверхности бедра, удерживая массу тела, позволяют медленно сгибать колено под действием силы гравитации.

На самом деле, мы увидим каждый вид мышечной работы в любом движении. Например, хотите вы взять стакан с водой со стола. Когда вы тянетесь рукой к стакану, головной мозг контролирует каждую мышечную группу. Когда вы берете стакан, он дает команду мышцам передней поверхности плеча работать концентрически, выполняя приближение стакана к голове. Одновременно с этим он дает команду мышцам задней поверхности плеча контролировать плавность движения, то есть работать эксцентрически. И тут же мышцы спины будут работать изометрически, контролируя положение тела, чтобы мы не всем телом завалились за стаканом. Этого всего мы не замечаем, наш мозг защищает нас от этой ненужной работы. Но знать это крайне необходимо для подбора упражнений, тренируя определенные недостатки. Так, например, важно тренировать эксцентрическую работу мышц задней поверхности голени, ведь это все приземления. Либо изометрическую работу передней большеберцовой мышцы для удержания оптимального свода стопы, но не будем забегать вперед.

Конечно, устройство и работа мышцы куда более сложные и интересные, чем представлено здесь. Более детальную информацию можно получить в учебных пособиях по нормальной физиологии человека.

Как работает нервная система?

Все воздействия, оказываемые на наше тело, мы воспринимаем при помощи рецепторов. Рецепторы — это своеобразные датчики, расположенные по большей части на периферии в органах восприятия (глаза, язык, нос, кожа, мышца и т. д.). К каждому раздражителю будет свой тип рецепторов. Рецепторы очень избирательны! Один вид рецепторов будет воспринимать определенный тип раздражителей (звук, свет, прикосновение). Например, к воздействию звука у человека адаптирован слуховой орган восприятия, где в зависимости от колебания звуковых волн молоточек стучит по наковальне. Если мы возьмем внутреннее ухо (вестибулярный аппарат), то там есть колбочки (полукружные каналы и отолитовые тела) с жидкостью (похожие на строительный уровень), и в зависимости от угла наклона этих колбочек жидкость перетекает из одного отдела колбы в другой, тем самым передавая информацию о положении головы в пространстве. Такие же рецепторы есть и в коже, только в коже их гораздо больше, так как площадь кожных покровов очень большая. Рецепторы кожи будут воспринимать информацию о прикосновении, о температуре, о движении волосяных фолликулов и т. д.

Жми для покупки полной версии. Купить полную версию бумажной книги "Стопа балерины"
"Стопа балерины" отрывок из книги